Могилы Василия Кочубея, Ивана Искры и Петра Столыпина у стен Трапезной палаты

К центральной части северной стены трапезной палаты примыкают с улицы две могильные ограды с небольшим зазором между ними. В западной ограде - три чугунных надгробных плиты. Под крайней с юга плитой, ближайшей к стене Трапезной палаты - могила Василия Кочубея и Ивана Искры, которых казнил в 1708 г. гетман Украины Иван Мазепа за донос на него царю России Петру I. У восточной ограды - увенчанное крестом черное гранитное надгробие Петра Столыпина, премьер-министра Российской империи, убитого в Киеве террористом в 1911 г.
 
 

Кочубей и Искра предупредили Петра I о готовящемся переходе Мазепы на сторону противников к осени, но были выданы царем гетману. Существует мнение, что Кочубей, вовлекший в дело Искру, сводил гетманом личные счеты из-за дочери обвиняя Мазепу в поругании ее чести. На могиле Кочубея и Искры Цитируют «Полтаву» Пушкина:

Чабыт Мазепа с давних пор...
По сохранилася могила,
Где двух страдальцев прах почил.
Меж древних праведных могил их мирно церковь приютила».

 
 

Слова о забвении Мазепы могут показаться нелепыми: в Лавре многое построено на средства, выделенные гетманом. Но история с Кочубеем и строки поэмы требуют комментария. Неприязнь к Мазепе могла зародиться у Кочубея еще при избрании в 1687 г. Ивана Степановича на гетманство. Наравне с Мазепой, Кочубей, генеральный писарь, второе после гетмана лицо, сам имел основания претендовать на булаву. Во всяком случае, уже в 1690-х гг. документы упоминают Кочубея среди тайных недругов Мазепы. А в самом начале 1700-х гг. в этом лагере заявил о себе и полковник Искра, родич Кочубея. В 1704 г. вдовый гетман ощутил страстную влюбленность к крестнице, Матроне Кочубея. Девушка ответила взаимностью. По канонам церкви, крестные отец и дочь не могли вступить в брак. Резко возражали и родители Матроны. Атмосфера в доме Кочубеев накалилась, и однажды девушка убежала к Мазепе. Вскоре гетман отправил ее домой, а позже прислал письмо, которое позволяет думать, что Мазепа удержался от падения:

«Ваша Милость на меня сердится за то, что я Вашу Милость при себе не задержал, но отослал домой... Во-первых: твои родичи по всему свету объявили, что я силой ночью взял у них дочку... Вторая причина, что, держа Вашу Милость у себя, я бы не мог никоим образом выдержан., да и Ваша Милость тоже: стали бы вместе жить так, как супружество велит, а потом пришло бы неблагословение от Церкви».


В 1707 г. Матрона стала женой Семена Чуйкевича, сына начальника канцелярии гетмана. В 1708 г. Кочубей и Искра написали донос на Мазепу. Излагая свои наблюдения и догадки, поверхностные и потому малоубедительные, Кочубей утверждал, что гетман хочет перейти на сторону польских союзников Швеции, с которой воевал Петр. На самом деле, из-за разрушительной для экономики и юридической автономии Украины политики Петра, а также ввиду угрозы вторжения шведов после военных неудач России, Мазепа впервые отважился отозваться на письма польского короля Станислава. Тот звал Украину в подданство, оговаривая условия. Гетман отвечал, что сначала необходимо преодолеть внутреннее разделение в Украине (между сторонниками протектората России, Польши, Турции) и Польше (между сторонниками России или Швеции), а затем решать вопрос о союзе. С одной стороны, отвечая королю, Мазепа завязывал переписку и тем обретал возможность «прощупать почву» в поисках спасения Украины на случай краха Петра, с другой - уклончивость ответа избавляла от обязательств.

15 июля 1708 г. Кочубей и Искра были обезглавлены. Можно предполагать, что решение о казни далось гетману нелегко: Кочубей был отцом не только Матроны, но и Анны - вдовы племянника Мазепы Ивана Обидовского. Родство казненных с гетманом, вероятно, стало причиной их похорон в Лавре, которые состоялись 17 июля.

В октябре, под давлением приближенных, гетман перешел к шведам, вступившим в Украину. В июне 1709 г. Петр одержал победу под Полтавой. В августе Мазепа умер в Бендерах, куда ушел с остатками шведов. Позже на могильном камне Кочубея и Искры выбили надпись, которая прославляла их «верность к монарху» и страдания, причиненные им «злуданьем Мазепы». В XIX в. камень накрыла плита из чугуна с той же эпитафией.
 
 

В «Полтаве» Пушкина могила Кочубея и Искры сравнивается с могилой Мазепы на чужбине, забытой во времена поэта. При сокращенном цитировании поэмы этот момент упускается из виду (отсюда недоумение, как мог быть забыт гетман в Лавре):

«И тщетно там пришлец унылый искал бы гетманской могилы: забыт Мазепа с давних пор.
Лишь в торжествующей святыне раз в год анафемой доныне грозя, гремит о нем собор.
Но сохранилася могила,
где двух страдальцев прах почил».


Анафема Мазепе была объявлена в ноябре 1708 г. волей Петра, на фоне репрессий против сторонников гетмана. Однако при кончине гетмана присутствовал молдавский православный священник. Отпевали Мазепу в храме села Варница возле Бендер. Вскоре после погребения в Варнице гроб гетмана торжественно перенесли в Свято-Георгиевский монастырь в Галаце. В 1722 г. Галац вновь посетил участник похорон Мазепы Филипп Орлик и заказал панихиду по усопшему. Возникла даже легенда, будто Иван Степанович тайно вернулся в Киев под чужим именем и стал иноком Лавры, дабы окончить земной путь в подвигах молитвы.

В литературе XIX - начала XX вв. приводилось предание о том, как один российский император, осмотрев построенный Мазепой близ Лавры Свято-Николаевский собор (не сохранился), узнал, что гетмана здесь поминают не только в анафеме при ежегодном чине Торжества Православия, но и в заупокойных молитвах, как благотворителя. При переиздании в России в 1869 г. чина Торжества Православия имя Мазепы было опущено. После распада империи в 1918 г. епископ Назарий (Блинов), викарий митрополита Киевского, совершил панихиду по гетману в Софийском соборе Киева. 14 ноября 2007 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял постановление: «Поручить Богословской комиссии УПЦ и Киевской Духовной Академии изучить вопрос о канонических и исторических обстоятельствах отлучения от Церкви гетмана Ивана Мазепы и фактов совершения с благословения церковной власти заупокойных богослужений о нем».

 

Петр Столыпин работал в правительстве России в трудную пору после революции 1905 г. и пытался преодолеть кризис путем реформ. Реформы Столыпина оценивают по-разному, но его искренность и высокие качества государственного мужа несомненны. Известна фраза Столыпина революционно настроенным членам парламента: «Вам нужны великие потрясения — нам нужна Великая Россия!» Предвидя свою гибель, Столыпин завещал: «Я хочу быть похороненным там, где меня убыот». В сентябре 1911 г. он был смертельно ранен террористом в Киевском оперном театре.

В годовщину смерти Столыпина на его могиле поставили памятник в виде плиты, увенчанной в изголовье крестом с мозаичным ликом Спасителя по рисунку художника Виктора Васнецова. В начале 1960-х гг. надгробие, по указу советского руководства, сняли и спрятали в первом этаже Большой колокольни, а в 1991 отреставрировали, за исключением утраченной мозаики, и вернули на могилу.