Церковь Спаса на Берестове

 Под 980 и 1015 гг. летописная «Повесть временных лет» говорит о существовании в селе Берестове около Киева загородного дворца великого князя Владимира. Вторая из дат связана с кончиной св. Владимира в этом дворце. Под 1051 г. «Повесть» сообщает, что сын св. Владимира, Ярослав, «любил Берестово и здешнюю церковь святых апостолов, и опекал многих ее священников», среди которых был Иларион — «благочестивый муж, книжник и постник», ископавший в окрестностях Берестова пещеру и посещавший ее для тайной молитвы.
 

   В том же году, по словам «Повести», Иларион стал митрополитом Киевским, а в его пещере вскоре поселился прп. Антоний, положивший в ней основание Киево-Печерской Лавры. В период служения в Берестове свт. Иларион написал свое знаменитое «Слово о Законе и Благодати» — торжественную проповедь, прославляющую Крещение Руси при св. Владимире. В дальнейшем «Повесть» еще не раз упоминает берестовский дворец киевских князей. При этом ничего не говорится о храме свв. апостолов. Вместо него появляются известия о Спасском монастыре. Под 1072 г. в «Повести» упоминается «Герман, игумен Святого Спаса», а под 1096 г. она описывает набег половцев на южные окрестности Киева и сожжение здесь ряда монастырей, включая «Германов». Принято считать, что в обоих случаях указан Спасский монастырь в Берестове.  
 

   В XII в. обитель стала усыпальницей детей великого князя Владимира Мономаха. В 1138 г. его дочь Евфимия «положена быть на Берестовем у Святого Мономаха». В 1157 г. «преставися Киеве Гюрги Володимирич, князь Киевский, месяца мая в 15 [день] в среду на ночь, а заутра в четверг положиша у манастыри Святого Спаса». Последнее перед нашествием монгол упоминание обители встречаем под 1231 г.: в числе настоятелей монастырей Киева в летописи назван «игумен Петр Спасский».
 

  До наших дней к северу от Лавры сохранился каменный храм бывшей Спасской обители. Исследование кладки его стен выявило следы ремонтов ХIV-ХV вв. В 1543 г. Спасскую церковь отметили в описании Киева ревизоры польского короля. На стыке ХVI-ХVII вв. храмом владели униаты (бывшие православные жители края, принявшие в 1596 г. унию с католиками). В 1631 г. они уступили свт. Петру Могиле, тогда настоятелю Лавры в сане архимандрита, «Спасский кут с церковью мурованною» в обмен на лаврские угодья близ Киево-Софийского собора. Гравюра в книге инока Лавры Афанасия Кальнофойского «Тератургима» 1638 г. изображает севернее обители поврежденный от времени каменный храм, о котором автор пишет: «Между западом и севером дорогой идем через Спасский кут, то есть мимо церкви Преображения Господня. Ее святой Владимир построил, но ее стены едва ныне стоят, руины землю покрыли».
 
 

   Нынешний план храма — крестообразный. Западный конец планировочного креста церкви венчает четырехъярусная колокольня в стиле классицизма, пристроенная в 1813-1814 гг. От колокольни к средокрестию храма ведет каменный притвор, построенный на стыке ХVII-ХVII вв. вместо деревянного, времен свт. Петра Могилы. Фасады притвора имеют два яруса окон и оформлены в стиле украинского барокко. Средокрестие здания, вместе с северным и южным лучами планировочного креста, образовывали в древности нижнюю половину западной четверти церкви. Остальные части древних стен постепенно разрушились в ХV-ХVI вв. На месте древнего центра храма свт. Петр Могила пристроил с востока к трем частям уцелевшей четверти здания три граненые каменные алтарные апсиды с готическими окнами в один ярус — большая апсида в центре и две меньшие по бокам. На плане Киева 1693-1695 гг. церковь венчает один купол, на плане Лавры 1713-1715 гг. — три, на рисунке 1810 г. — пять: по центру и на лучах планировочного креста. В последнем случае купол над притвором включает в себя звонницу.
 

   После пристройки колокольни купол притвора сделали таким, как на других лучах планировочного креста. Фасады старейших частей храма обнажены от штукатурки. Это сделано реставраторами для обозрения кладки, которая и в древности не была оштукатурена снаружи"’. Стены и своды интерьера в центре и в главной апсиде церкви покрывают фрески, выполненные в начале 1640-х гг. мастерами из Греции. Фреска на стыке апсиды и центральной части храма, обозреваемая с запада, изображает свт. Петра Могилу, который приносит обновленную церковь Господу Иисусу Христу.
 

   В апсиде обращает на себя внимание уникальное для Киева сочетание греческих фресок с готической формой сводов и окон, заимствованной из архитектуры Западной Европы. На западной стене в интерьере средокрестия храма можно увидеть древнерускую фреску «Чудесный лов рыбы», открытую реставраторами в 1970 г. На ней запечатлено явление воскресшего Спасителя апостолам на Галилейском озере. Южную часть планировочного креста церкви образует помещение с прямоугольным наружным и круглым внутренним периметром. В интерьере помещения на стенах сохранились следы винтовой лестницы, которая в древности вела на полати — место молитвы князя во время богослужения. Помещение в северной части планировочного креста храма сохранило в интерьере пустую сводчатую нишу для княжеского погребения. В центре помещения установлен в 1947 г. символический каменный саркофаг в память погребенного в церкви в 1157 г. сына Мономаха Юрия Долгорукого, с именем которого в летописях связано первое письменное упоминание Москвы под 1148 г.
 

   В 1825 г. в Спасском храме венчался декабрист князь Сергей Волконский с Марией Раевской, которая после подавления восстания декабристов добровольно отправилась за мужем в сибирскую ссылку, впечатлив этим жертвенным шагом многих современников.
 

   В советское время богослужения в церкви были прекращены, а возобновлены в середине 1990-х гг. За алтарем храма находится площадка с выложенными из камня в 1991-1992 гг. контурами фундаментов утраченных стен древней церкви. Западнее храма стоит здание, построенное в 1916 г. для миссионерского училища и ныне занятое Киевским областным училищем культуры и искусств.

Источник: справочник-путеводитель Киево-Печерская лавра